+7 (499) 400-37-56

Аэродром Коробчеево у истоков гражданской космонавтики

12 апреля 2019 года исполняется 58 лет со дня первого полета человека в космос. Казалось бы, только вчера бескрайний и могучий Советский Союз, а вместе с ним и вся Земля, замерли в изумлении и восторге от сенсационного известия, которое, возможно, навсегда останется новостью № 1 в истории человечества: Юрий Гагарин побывал в космосе! А сейчас уже только с космодрома Байконур, с которого 12 апреля 1961 года он взлетел выше всех, стартовало более 100 пилотируемых космических кораблей. Космос становится всё более привычным местом работы для людей. Количество землян, не только космонавтов, но и туристов, побывавших за пределами нашей планеты, ощутивших властное притяжение космоса, приближается уже к 500.
Аэродром Коробчеево Коломенского авиаспортклуба, август 1968 года.  У самолета  Як-18А стоят космонавты-инженеры (слева направо): Геннадий Долгополов, Георгий Гречко, Владимир Никитский, Владислав Волков,  Валерий Яздовский, Александр Александров, Виктор Пацаев.
Аэродром Коробчеево Коломенского авиаспортклуба, август 1968 года.  У самолета
Як-18А стоят космонавты-инженеры (слева направо): Геннадий Долгополов, Георгий Гречко, Владимир Никитский, Владислав Волков,  Валерий Яздовский, Александр Александров, Виктор Пацаев.

 

Может быть это покажется удивительным, но для некоторых космонавтов СССР путь на космическую орбиту пролегал через Коломну. В Коломенском аэроклубе проходили лётную подготовку будущие бортинженеры космических кораблей из числа гражданских специалистов.

В  далеком 1961 году Космос  и его воздействие на человека при выполнении орбитального полета были абсолютно неизведанны. Поэтому первый набор космонавтов производился исключительно из летного состава ВВС. При этом основным критерием отбора были показатели здоровья, роста и веса. Все остальные данные, способности и качества первых космонавтов при отборе рассматривались уже во вторую очередь.

 

Аэродром Коробчеево Коломенского авиаспортклуба, июль 1968 года. На старте в ожидании полетов. На переднем плане - Владислав Волков, Геннадий Долгополов. Сзади в темных очках – Георгий Гречко.
Аэродром Коробчеево Коломенского авиаспортклуба, июль 1968 года. На старте в ожидании полетов. На переднем плане - Владислав Волков, Геннадий Долгополов. Сзади в темных очках – Георгий Гречко.

Но время шло, космонавтика развивалась, и появилась потребность присутствия на борту космического аппарата не только пилотов, ни и других  специалистов – инженеров, медиков, исследователей в других областях.

 

 

    Создание отряда космонавтов-испытателей в ОКБ-1 (позднее ЦКБЭМ, НПО «Энергия», ныне – РКК «Энергия») было начато еще Главным конструктором С.П.Королевым, но, к сожалению, Сергей Павлович не успел завершить эту работу. В январе 1966 г. главным конструктором ЦКБЭМ стал В.П.Мишин. Он и продолжил дело, начатое С. П. Королевым.

 

Аэродром Коробчеево Коломенского авиаспортклуба, июль 1968 года.  Командир самолетного звена Каталов Н. А. проверяет Волкова В.Н. перед первым самостоятельным вылетом
Аэродром Коробчеево Коломенского авиаспортклуба, июль 1968 года.  Командир самолетного звена Каталов Н. А. проверяет Волкова В.Н. перед первым самостоятельным вылетом

     23 мая 1966 г. В.П.Мишин издал приказ № 43, в соответствии с которым в ЦКБЭМ была организована группа космонавтов-испытателей в составе восьми человек для участия в летно-конструкторских испытаниях нового корабля «Союз» и лунных кораблей Л-1 и Л-3. Эти восемь инженеров ЦКБЭМ и составили первый набор первого в нашей стране отряда гражданских космонавтов-инженеров.  В 1967 году был произведен дополнительный набор, куда вошли еще пять инженеров.

 

 

    

4.	Аэродром Коробчеево Коломенского авиаспортклуба,  лето  1968 года. Летная группа летчика-инструктора Громова Юрия Владимировича (стоит в центре). Стоят крайний справа – Пацаев В.И., крайний слева – Волков В.Н., сидят справа  Никитский В.,  Александров А.
Аэродром Коробчеево Коломенского авиаспортклуба,  лето  1968 года. Летная группа летчика-инструктора Громова Юрия Владимировича (стоит в центре). Стоят крайний справа – Пацаев В.И., крайний слева – Волков В.Н., сидят справа  Никитский В.,  Александров А.

Неизвестно, по чьей инициативе – руководства ЦКБЭМ или курировавших отбор кандидатов в космонавты представителей ВВС, но было дано указание:  кандидатам в космонавты  пройти первоначальную летную подготовку в каком-нибудь из аэроклубов Подмосковья. В качестве места летного обучения выбран был Коломенский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ имени М.В. Водопьянова.

 

 

Парашютная подготовка кандидатов в космонавты на аэродроме Коробчеево  Коломенского авиаспортклуба  в марте 1971 г.  Слева: Валерий Владимирович Поляков, Юрий Александрович Сенкевич.
Парашютная подготовка кандидатов в космонавты на аэродроме Коробчеево  Коломенского авиаспортклуба  в марте 1971 г.  Слева: Валерий Владимирович Поляков, Юрий Александрович Сенкевич.
4.	Аэродром Коробчеево Коломенского авиаспортклуба,  лето  1968 года. Летная группа летчика-инструктора Громова Юрия Владимировича (стоит в центре). Стоят крайний справа – Пацаев В.И., крайний слева – Волков В.Н., сидят справа  Никитский В.,  Александров А.
Характеристика  на  сотрудника  ЦКБ ЭМ
  Гречко Георгия Михайловича  для
предоставления в аэроклуб.

    В декабре 1967 года шесть человек из числа инженеров ЦКБЭМ:  Георгий Гречко, Владислав Волков, Виктор Пацаев, Владимир Никитский, Валерий Яздовский и  Александр Александров,  подали заявление о приеме в Коломенский авиаспортклуб на отделение пилотов. Седьмой, Геннадий Долгополов, уже летал в Коломенском  аэроклубе спортсменом-летчиком.

 

   

Несмотря на достаточно «солидный» возраст 30-38 лет (по отношению к  ребятам и девчонкам, обучающимся в аэроклубе), обучение будущих космонавтов проводилось на общих основаниях – курс теоретических занятий  с декабря по апрель, в мае – наземная подготовка на аэродроме Коробчеево.

 

7.	Заявление Гречко Георгия Михайловича  о приеме в Коломенский аэроклуб.
Заявление Гречко Георгия Михайловича 
о приеме в Коломенский аэроклуб. 

 

 

Ветераны спортивной авиации с аэродрома Коробчеево хорошо помнят Виктора Пацаева, Владислава Волкова, Александра Александрова, Георгия Гречко. Они помнят, как дотошно эти столичные курсанты изучали ЯК-18А, как после выходного дня Пацаев приплывал в Коломну на вёсельной лодке по Москве-реке, а ведь это полторы сотни километров.

 

    И, наконец, в июне - первые полеты на самолете Як-18А. Сначала - с инструктором, потом – самостоятельные. Летное обучение проводили инструктора Коломенского авиаспортклуба Юрий Громов, Василий Ермишин, Лев Журилкин и другие. Инструктор-парашютист Юрий Сергомасов занимался с космонавтами парашютной подготовкой. Космонавты-инженеры Виктор Пацаев и Владимир Никитский даже выступили на Первенстве Московской области по парашютному спорту среди спортсменов 2-3 разрядов, проводившемся в том году на аэродроме Коробчеево.

Автограф Гречко Г.М.
Автограф Гречко Г.М.

 

 

    В августе 1968 года группа полностью закончила летное обучение.  И что примечательно: космонавты так ни разу и не обмолвились, кто они такие. Это потом коломенские лётчики с изумлением узнали по фотографиям ТАСС в газетах и из телерепортажей, что ставили на крыло теперь известных всему миру космонавтов. Оказалось, что те простые ребята, которые хотели знать о самолёте всё-всё-всё, а на прощанье в знак благодарности учителям закатили такой замечательный банкет в столовой совхоза “Сергиевский” – покорители Вселенной, навсегда вошедшие в историю человечества.

 

    Из семи гражданских космонавтов-инженеров, обучавшихся в Коломенском аэроклубе в 1968 году,  в космосе побывали четверо – Г.М. Гречко (три полета), В.Н. Волков (два полета), В.И. Пацаев (один полет), А.П. Александров (два полета).

 

 

        Известно, что эта группа космонавтов, обучавшихся в Коломенском авиаспортклубе, не была единственной.  В марте 1971 года  на аэродроме Коробчеево проходила парашютную подготовку еще одна группа кандидатов в космонавты. В составе группы был совершивший позже самый длительный в истории космический полет (437 суток 17 часов 58 минут на орбите в одном полете) космонавт-исследователь Валерий Владимирович Поляков, а так же  врач авиационной медицины, известный путешественник и впоследствии хорошо всем знакомый телеведущий Юрий Александрович Сенкевич.   

 

 

Благодарим Епишина Михаила Ивановича за предоставленную информацию!