+7 (499) 400-37-56

Как научиться лучше понимать свой парашют
Прыжок с парашютом и безопасное приземление

Неважно, какие прыжки с парашютом вам нравятся и как давно закончили АФФ. Умение грамотно пилотировать парашют необходимо всем. Каждый прыжок с парашютом – в Москве, Нью-Йорке или Северном полюсе – заканчивается одинаково.

Вы покидаете летательный аппарат, что-то делаете в воздухе, но после безапелляционного писка в ухе немедленно заканчиваете все дела и открываете парашют. Поэтому данный материал полезен без исключения всем, независимо от опыта и любимой дисциплины. Это выдержки из статьи «25 способов стать лучшим пилотом своего купола» Алана Мартинеса. Она вышла в журнале Parachutist в 2011 году, но до сих пор активно гуляет по англоязычным ресурсам для скайдайверов.

Мы решили, что будет не совсем корректным приводить здесь все 25 способов. И не только потому, что выполнять их без соответствующей подготовки небезопасно, но и потому, что большинство из них адресовано в первую очередь пилотам высокоскоростных куполов, а правила всех уважающих себя дропзон в России подобные прыжки с парашютом без соответствующего допуска, согласования с инструктором и РП не позволяют. А вот советы, описанные в разделе «базовые навыки», напротив, должны быть интересны всем парашютистам. В том числе начинающим. Потому что понимать свой купол и уметь его пилотировать полезно всем, а не только тем, кто метит в свуп.
 
прыжок с парашютом в Москве, прыжки с парашютом, АФФ, парашют

Введение

Когда узнаешь этот спорт чуть лучше, начинаешь понимать, что самый главный риск в скайдайвинге – это не пресловутое «а если парашют не откроется», а приземление под вполне себе открытым, наполненным, рабочим и исправным парашютом. Именно из-за этого многие люди спустя короткое время после курса АФФ бросают прыжки с парашютом. Они боятся травм.

Если и вас посещают такие мысли, не торопитесь с выводами. Вы боитесь не приземления, которое опасно само по себе. Вы боитесь своего неумения понимать и контролировать происходящее с вашим куполом. Но разве незнание чего-либо – весомый повод лишить себя неземного удовольствия и навсегда бросить любимое дело? Спросите любого заслуженного рекордсмена или чемпиона с гроздью медалей на груди – и он ответит, что тоже чего-то пока не знает и не умеет. Нам всем есть куда расти.

Ниже несколько советов, которые помогут вам, независимо от вашего опыта и любимой дисциплины, улучшить навыки пилотирования купола.

Первые шаги

Попросите кого-нибудь снять ваше приземление на видео
Лучший способ понять, что вы делаете неправильно (или убедиться, что все правильно) – посмотреть на себя со стороны. Попросите кого-нибудь снять ваш прыжок с парашютом, а лучше три-четыре подряд, и детально изучите свои приземления.

Пройдите курс пилотирования
Совет банальный и старый как мир, но невероятно действенный – найдите дропзону, где есть школа пилотирования или хотя бы опытные пилоты, готовые поделиться с вами частью своих знаний. Доказано парашютистами всех дисциплин и направлений – ничто так не экономит деньги, как обучение под руководством опытного инструктора. Один прыжок с подробной теоретической подготовкой, четкой постановкой задач и тщательным разбором после может быть эффективнее, чем десяток, совершенных по принципу «попробую, авось получится». Только имейте в виду – «самый лучший спортсмен» далеко не всегда означает «самый лучший тренер». А вам нужен именно тренер.

Избегайте перерывов в прыжках
Большие перерывы – едва ли не самая частая причина несчастных случаев, связанных непосредственно с пилотированием. Неважно, нервничаете вы после пятимесячного перерыва в прыжках, или спокойны как танк – очевидно, что пять месяцев назад ваша способность адекватно отреагировать на любую из миллиона непредвиденных ситуаций, которые только могут возникнуть во время прыжка, была гораздо выше. Прыгайте регулярно, а если случился перерыв, восстанавливайтесь постепенно. Возможно, даже сделав пару шагов назад.
К слову сказать, прыжок с парашютом в Москве – в шаговой доступности – Аэроград всегда рядом.
 
прыжок с парашютом в Москве, прыжки с парашютом, АФФ, парашют

Базовые навыки

Научитесь (или вспомните, как) делать перекаты
Если вы не служили в ВДВ, не проходили АФФ и другое обучение прыжкам с парашютом по второй программе, а круглый купол видели только на картинках, вы, возможно, даже не знаете, что это такое. Между тем, это довольно эффективный прием, который в состоянии уберечь от серьезных травм при неудачном приземлении. Не ждите, пока сломаете руку или ногу! Тем более, перекаты – один из немногих парашютных навыков, которые можно тренировать самостоятельно. На некоторых дропзонах для этого есть специальные тренажеры, но по большому счету подойдет обычная скамейка.

Техника следующая: руки в момент подушки вытянуты вниз, находятся спереди бедер. Ступни и колени вместе. Непосредственно перед касанием земли колени нужно слегка согнуть. Подбородок по возможности прижат к груди. Ровно в тот момент, когда ступни коснутся земли, выставите вперед одно плечо и перекувыркнитесь через него на спину. Направление кувырка – диагональное, от плеча к противоположному бедру. Важно, чтобы мышцы в этот момент были чуть в тонусе, но не слишком напряжены. Правильно выполненный перекат способен не только полностью погасить инерцию от падения, но и избавить вас от поездки в травмпункт.
(Смотрите как правильно делать перекат тут )

Сваливание на клевантах
Перед тем как узнать, насколько быстро ваш купол может летать, вы должны узнать, насколько медленно он может летать. Многие люди чувствуют себя некомфортно под медленно летящим куполом с полностью зажатыми клевантами, потому что из такого положения его очень легко свалить. Однако вам придется это сделать, чтобы узнать, какой максимальный ввод клевантами конкретно на этом куполе можно дать, прежде чем крыло потеряет свою подъемную силу. Если вы полностью вытянули стропы управления, а сваливания не произошло (скорее всего, потому что клеванты слишком длинные), попробуйте намотать их на руки. Да, страшно, но знание точки сваливания своего купола – очень важный момент к его пониманию в целом. Обязательно изучите инструкции по выводу крыла из сваливания в мануале и предупредите инструктора или РП о своих маневрах. Все эксперименты с разными режимами пилотирования должны проводиться на высоте не менее 800 метров (2,5 футов).
 
прыжок с парашютом в Москве, прыжки с парашютом, АФФ, парашют

Сваливание на задних свободных концах
Все делается аналогично предыдущему упражнению, но в режим сваливания купол необходимо отправить не клевантами, а с помощью задних свободных концов. Стропы управления присоединены к задней кромке купола. Натягивая клеванты вы тем самым тянете хвост купола вниз. В конечном счете увеличивается угол атаки.
В отличие от клевант, задние свободные концы не меняют форму купола. При их натяжении будет меняться только угол атаки, вплоть до полного сваливания.

Еще раз. Ваша задача – не свалить купол любым доступным способом. Ваша задача – понять, как он ведет себя в разных режимах. Увидеть, как он выглядит, услышать, как звучит, почувствовать, как реагирует на ваши команды.  Поэтому будьте внимательны еще с занятий на курсе АФФ.
Категорически запрещено делать это упражнение ниже 800 метров.

Имейте в виду: некоторым людям может банально не хватить силы, чтобы свалить купол с помощью ЗСК. Особенно это актуально когда парашют большой и слабо загруженный.

«Золотой ключик»
У каждого современного парашюта есть свой оптимальный режим. Это такая совокупность факторов, при которой он показывает наилучшее аэродинамическое качество. Проще говоря, при определенном положении клевант вертикальная скорость купола падает, а горизонтальная, напротив, достигает своего максимума по отношению к подъемной силе. Этот момент разный для каждого купола, и даже для двух одинаковых куполов, но с разной загрузкой. Ваша задача – его найти. Существует три способа это сделать. В любом случае начинайте с нормально летящего купола, на полном ходу, но без дополнительного ускорения, спровоцированного разворотом или вводом свободных концов.
 
  1. Смотрите на линию горизонта и аккуратного вытягивайте клеванты. Когда покажется, что горизонт остановился (земля больше не набегает на вас), это будет знаком, что вы нашли искомый режим.
  2. Во втором способе вам нужно проанализировать свое положение относительно купола. В режиме полного хода (клеванты в верхней точке) ваше тело «висит» ближе к задней части купола, примерно между пучками строп C и D (они же 3-й и 4-й ряд строп). Зажимая клеванты, вы будете перемещаться вперед. Когда ваше тело окажется между пучками А и B (1-й и 2-й ряд), это и есть искомый режим.
  3. Третий метод допускается использовать только при наличии запаса высота и отличной видимости. Просто закройте глаза и попытайтесь почувствовать ту точку, когда в ответ на постепенный ввод клевант ваш парашют прекратит снижение.

Разумеется, вы можете попробовать все три способа, и результат всех трех должен получиться одинаковый. Запомните это положение клевант (точнее, положение ваших рук с клевантами в руках), потому что оно – ключ, открывающий дополнительные возможности вашего купола.
 
прыжок с парашютом в Москве, прыжки с парашютом, АФФ, парашют

Развороты на задних свободных концах
Разворот на ЗСК – обязательное условие для получения категории «А» (по крайней мере, в США). Но большинство парашютистов благополучно забывают этот навык, как только заветная карточка заняла свое место в папке с документами. Между тем, одной из причин, почему этот навык считается обязательным, является его высокая эффективность. Развороты на ЗСК достаточно быстрые, и это лучший способ избежать столкновений в большой группе парашютистов после открытия.

Если потянуть за любой из ЗСК при зачекованных клевантах, результат может вас сильно удивить. Дело в том, что клеванты и так зажимают хвост парашюта, поэтому разворот получается особенно быстрым. И наоборот, если потянуть любой из ЗСК при расчекованных клевантах, это приведет к «выдавливанию» воздуха из-под противоположной стороны парашюта, немного изогнув или наклонив его. Из-за этой особенности разворот на ЗСК иногда называют fishtail turn, видимо сравнивая это движение купола с тем, как рабы виляет хвостом.

Тренируйтесь делать развороты на ЗСК с зачекованными и расчекованными клевантами до тех пор, пока не поймете, какое усилие нужно приложить для разворота на 90 градусов. Когда освоитесь, попробуйте совершить прыжок с парашютом по своей обычной схеме, но используя для «руления» только задние свободные концы. Возможно, вы столкнетесь с тем, что в какие-то моменты придется пересчитать высоту. Маневры на ЗСК более плоские, поэтому они съедают меньше высоты, чем обычные развороты на клевантах.

Развороты в подвесной системе
Каждый пилот высокоскоростного парашюта знает о такой возможности, но очень немногие ее используют. Однако вы убедитесь, что по мере того, как размер парашюта уменьшается, а загрузка увеличивается, он становится более чувствительным к усилию на подвеску.
Попробуйте сделать разворот на 90 градусов, используя подвесную систему так же, как делали с ЗСК. Старайтесь добиться минимального усилия на ввод для максимального результата. Когда разберетесь, как это работает, попробуйте сделать обычный прыжок с парашютом, управляя только подвеской. Проанализируйте разницу между тем, когда вы делали прыжки с парашютом, используя только стропы управления и ЗСК.

Развороты с помощью подвесной еще более мягкие и сбалансированные, особенно в сравнении с клевантами. Центр тяжести (тело парашютиста) остается под крылом на протяжении всего разворота, а само крыло при этом не меняет своей формы, как это происходит, когда вы тянете за клеванты или ЗСК. Поймите для себя, какой из этих маневров (или их комбинация) наиболее удобен для вас и позволяет совершать аккуратные развороты с минимальной потерей высоты.

Только имейте в виду, что развороты с помощью подвесной увеличивают потерю высоты по мере продолжительности разворота. Проще говоря, за время первого разворота на 90 градусов вы потеряете меньше высоты, чем за время последующего с 90 до 180 градусов. Следующие 90 градусов будут еще быстрее и круче. Поэтому практиковать этот прием следует очень осторожно, начиная с небольших углов менее 90 градусов.
 
прыжок с парашютом в Москве, прыжки с парашютом, АФФ, парашют

Плоский разворот
Дословно Braked Turn, о котором здесь идет речь, можно перевести как разворот с торможением. По факту это прием, позволяющий парашютисту изменить направление в диапазоне от 90 до 180 градусов с минимальной потерей высоты. В некоторых случаях его использование более оправданно, чем руление подвеской, ЗСК или клевантами по отдельности.

Для начала найдите оптимальный режим планирования купола, описанный в четвертом пункте. Скорость снижения должна быть минимальной. Затем потяните одну клеванту еще больше вниз, а вторую напротив немного отпустите вверх, чтобы совершить разворот. После его завершения медленно верните клеванты в полный режим. Такой маневр занимает больше времени, чем обычный разворот с помощью клевант (а значит, не подойдет для экстренных ситуаций, когда нужно быстро сменить направление движения или избежать столкновения), зато потеря высоты при этом меньше.

Разумеется, чем больше у вас высоты, тем больше возможностей для маневра. Всегда планируйте свои действия наперед и убедитесь, что у вас достаточно высоты и пространства для осуществления задуманного.

Друзья, всем кто хочет совершить прыжок с парашютом в Москве и узнать, как это делать правильно, помните, инструктора Аэрограда всегда покажут, расскажут вам как выполнять прыжки с парашютом безопасно и технически грамотно!
 
прыжок с парашютом в Москве, прыжки с парашютом, АФФ, парашют