+7 (495) 790-15-11

Контрольный прыжок
Как начать прыгать с парашютом после зимы и длинного перерыва

Знаете, какая вторая самая страшная вещь на свете? Вид с высоты 4000 метров через открытую дверь самолета глазами студента первого уровня AFF. Только не надо сейчас никого убеждать, что скайдайвинг (


А знаете какая первая самая страшная вещь на свете? Вид с высоты 4000 метров через открытую дверь самолета глазами бывшего студента АФФ, который приехал на аэродром после долгого перерыва.  

Снова начать прыгать – не важно, после травмы или просто зимовки на земле – это всегда стресс. Пожалуй, даже больший, чем вы пережили, когда решили прыгать с парашютом первый раз. Как бы не подкашивались ноги на пути в самолет, какой бы натянутой не выглядела улыбка – тогда вы еще ничего не знали и ударивший в лицо поток озона из открытой двери не сулил ничего, кроме самого главного приключения в жизни. Потом вы закончили курс AFF и узнали, что прыгать самому намного круче, чем
прыжок с парашютом  инструктором в тандеме. Но вместе с тем узнали и о том, что в нашем спорте куда больше рисков, нежели мифический «не раскроется парашют», который волновал тогда.

Сейчас вы уже точно знаете, что парашют не может не раскрыться, и даже если что-то пойдет не так, его автоматически раскроет прибор. Скорее всего, вас тревожат куда менее радикальные, зато реально возможные вещи. Что не получится сохранить стабильную позу в падении, что опять будет крутить и носить по небу, что не получиться построить нормальный заход, приземлиться куда следует, не промахнуться с подушкой и т.д. и т.п. А еще же действия в особых случаях и старший инструктор, который так и норовит «завалить» на отцепке, а вы, честно говоря, и без него уже плохо помните, где колокол, а где биплан. И друзья, с которыми вы вместе начинали проходить курс АФФ, но они не сидели всю зиму дома, а продолжали прыгать и теперь наверняка будут посмеиваться над вашей неопытностью и смотреть свысока…

Что ж, если вы правда так думаете про парашютную братию, значит ваш опыт в прыжках действительно совсем небольшой. Иначе бы давно поняли, что над чужой неопытностью парашютисты не смеются, а новичкам всегда рады. Тем более, у вас впереди целый сезон, чтобы тоже набраться опыта. Чем раньше вы его откроете и начнете совершать прыжки с парашютом – тем безболезненнее пройдет возвращение в строй. Судите сами: погода сейчас все чаще радует высоким безоблачным небом, но людей на аэродромах еще немного. Можно спокойно поработать с инструктором, выбрать лучше из аренды, избежать плотного трафика на приземлении и прочих «прелестей» теплого времени года и длинных выходных, которыми по старой многолетней традиции наверняка ознаменуются майские праздники.

Словом, не тяните до последнего. Зима кончилась, открывать сезон можно уже сейчас. А чтобы было проще, ниже конкретные рекомендации, с чего начать:

1. Узнать требования
Если в России и есть какие-то нормативные акты, регламентирующие, кому нужен контрольный прыжок с парашютом, а кому можно без, ориентироваться на них все равно нет ровно никакого смысла, поскольку каждый аэродром и каждый РП решает этот вопрос исходы из собственных представлений о безопасности. Общепринятая практика такова, что вас почти наверняка попросят сделать контрольный с инструктором, если:
  • у вас меньше 100 прыжков и перерыв составил несколько месяцев
  • у вас меньше 100 прыжков и вы меняете дропзону

Если перерыв долгий, но прыжков в районе сотни и дропзона «родная», есть шанс напроситься на «индивидуальный подход». Это значит, что в зависимости от предыдущих заслуг вам, возможно, удастся уговорить «главного» обойтись без контрольного прыжка. Но злоупотреблять этим все же не стоит. Если что-то пойдет не так, возможности «перепрыгнуть» неудачный контрольный прыжок может больше не случиться. Совсем.

2. Привести в порядок документы
Бумаг, вроде, не так много, но в условиях аврала, когда старший инструктор постоянно куда-то бегает, на их заполнение с его последующим вылавливанием может уйти полдня. Хотите сэкономить время – приезжайте в будни и не дожидаясь официального открытия сезона. Как минимум, вам потребуется: заполнить клубную анкету на текущий год (можно скачать с сайта), поставить допуски в парашютную книжку, оформить страховку. Если подойти к делу грамотно, на все про все уйдет максимум час.

3. При необходимости найти «группу поддержки»
Идеальный вариант – созвониться с кем-то из тех, с кем вы вместе начинали прыжки с парашютом по программе AFF. Возможно, кто-то тоже не прыгал долгое время и теперь также не может решиться приехать на аэродром. В компании вы будете чувствовать себя увереннее.

Хороший способ настроиться на нужную волну – что называется «влиться в тему». Подпишитесь на парашютные паблики в соцсетях, читайте новости, смотрите видео, общайтесь с другими парашютистами. Словом, создайте себе такую атмосферу, словно вы и не прекращали прыгать.

4. Перечитайте методичку AFF
Особое внимание – отказам и способам их устранения. Наземного инструктора, который будет проверять вашу теоретическую подготовку, знание раздела «Действия в особых случаях» будет интересовать больше всего.

Найдите время, чтобы пересмотреть видеокурс АФФ.Там и общая теория, и те самые действия в особых случаях, и задание на каждый прыжок. Не забывайте, что прыжок с парашютом – это не только отделение и фрифол. Это еще пилотирование купола и приземление. Рекомендуем почитать по этому поводу здесь.

5. Приехать, в конце концов, на аэродром!
Вот это, пожалуй, самое важное. Любые убеждения и уговоры бессильны, если вы сидите дома. Даже если погода явно не прыжковая для вашего опыта – пообщайтесь со старыми знакомыми, посмотрите как прыгают другие, вдохнете волшебного аэродромного воздуха. Плюс межсезонья, что инструкторский состав не сильно загружен, и любой свободный инструктор без проблем покатает вас на тележке и «погоняет» в тренажере отцепки.
 

Что из себя представляет сам контрольный прыжок

Ничего такого, чего не было бы в вашем курсе AFF. В большинстве случае инструктор попросит вас продемонстрировать свое мастерство прыгать с парашютом, а именно развороты и сальто в воздухе, причем как и на АФФ, его будет волновать не сколько «чистота исполнения», сколько ваше умение не свалиться в беспорядочное падение и восстановить стабильную позу после маневра.

В зависимости от вашего опыта, задание на прыжок может включать элементы RW – движение вперед и назад, подходы, разбежка и т.д. Но и тут основное внимание будет не столько на сами упражнения, сколько на правильный алгоритм – насколько вы владеете телом, успеваете ли следить за высотой, даете ли отмашку перед открытием, контролируете ли при этом, что рядом нет других парашютистов. Одновременно с этим РП на земле посмотрит, как и куда вы приземляетесь.

Как видите, ничего сверхъестественного и невыполнимого тут нет. Тем более наше тело обладает так называемой мышечной памятью, и даже если голова «думает», что все забыло, тело в нужный момент без ее участия вспомнит нужную позу и порядок действий. Главное не мешать ему, а расслабиться и получать удовольствие.