+7 (495) 790-15-11

Почти инструкция для тех, кто мечтает снимать свои прыжки с парашютом

Автор оригинального текста – Никлас Даниэль, инструктор и оператор Axis Flight School. Это отлично зарекомендовавшая себя в США школа подготовки парашютистов. Мы лишь адаптировали текст с учетом, что прыжки с парашютом в России подчиняются немного иным тр

прыжки с парашютом, прыжок с парашютом, прыгнуть с парашютом
Наверняка, у вас большие планы на предстоящий сезон. Долгими зимними вечерами, когда голова пухла от недопрыга, в ней рождались фантастические идеи, которые обязательно нужно снять на камеру и показать друзьям. Но для начала, как минимум, восстановиться после перерыва. В общем, если в этом сезоне вы твердо намерены начать прыгать с камерой, прежде прочитайте этот текст. Потому что лучше долгий сезон без камеры, чем с камерой, но короткий. Ну, вы поняли…

Здесь все самое важное, что нужно понимать, прежде чем записаться на первый прыжок с парашютом и камерой на голове.

Что нужно знать
По стандартам UPSA для прыжков с камерой необходимо иметь категорию С и минимум 200 прыжков, в том числе 50 на том же снаряжении, которое планируется использовать с камерой. Если вам кажется, что конкретно для вас из этих правил может быть сделано исключение, это означает, что вы и есть главная причина, по которой они написаны. Проще говоря – исключений не бывает.

В российских реалиях единых требований нет. Каждая дропзона определяет свой минимум, но приличные аэродромы, где можно прыгнуть с парашютом по современным стандартам, как правило, ориентируются на ту же цифру. «Дикие» аэродромы, правда, чтобы не потерять «клиента» могут разрешить вам взять камеру едва ли не в самый первый прыжок с парашютом, но они в этом тексте не рассматриваются. Потому что он (текст) – прежде всего про безопасность.

Отдельно стоит упомянуть вингсьют. Это набирающая популярность зрелищная дисциплина, поэтому вам, конечно же, не терпится начать летать и снимать свои полеты. Но чтобы получить допуск на вингсьют, тоже нужно минимум 200 прыжков. Имейте в виду, что это не те же 200 прыжков, что абзацем выше. Видеосъемка и полеты в крыле – по сути две разные дисциплины, и осваивать их одновременно не получится. Сначала что-то одно и только потом второе.

Что нужно уметь
Прежде чем прыгнуть с парашютом и начать прыжки с фото- видеосъемкой, доведите до совершенства (если оно вообще существует) умение летать. Речь в первую очередь про навыки владения телом в свободном падении. Это вопрос не только безопасности, но и качества вашей съемки. Чем увереннее вы сможете передвигаться вокруг объекта съемки, тем интереснее будут ракурсы и снимки. Если прыжки на групповую акробатику и формации – не ваш конек, вам сложно сохранять свое положение относительно других перформеров, стоит задуматься о целесообразности прыжков на видеосъемку вообще. Залог удачных кадров – возможность легко перемещаться в небе и делать это быстрее других. По-другому никак. Если этого нет, начните с трубы или попрыгайте с тренером в той дисциплине, которую намерены снимать.

В воздушной видеосъемке не существует официальных рейтингов и программ подготовки, но многие состоявшиеся операторы часто проводят семинары и наверняка согласятся попрыгать с вами «в индивидуальном порядке». Выбирая себе наставника, имейте в виду, что художественная составляющая на этих курсах должна играть последнюю роль. Основное внимание должно уделяться специфическим рискам этого вида прыжков.

Чего нужно бояться
Главный риск – это дополнительный вес на голове. Из-за него ситуация, которая в обычном прыжке запомнится максимум жестким открытием, с камерой на голове обернется уже реальной травмой спины или шеи. Прыжки с парашютом и сами по себе не шахматы, а добровольно добавлять себе лишнего риска может только человек, искренне увлеченный фото- и видеосъемкой. Если вы не планируете сделать карьеру воздушного оператора, не горите желанием наснимать шедевров, подумайте – стоит ли пара фоток «на аватарку» убитой спины?

Если вы все прекрасно осознаете, понимаете, зачем вам это надо, и твердо намерены в новом сезоне обзавестись костюмом летучей мыши и третьим глазом на голове, переходим к практической части вопроса.

Физподготовка
Как минимум, скайдайвинг – это вид спорта. А решиться прыгнуть с парашютом с фото- и видеооборудованием тем более требует физической подготовки. Обычное раскрытие парашюта может провоцировать перегрузку до 3-6 G. Это значит, что если на земле операторский шлем весит 3 кг, в момент пиковой перегрузки он будет весить 3х6=18 кг.

При этом основная нагрузка приходится на позвоночник в области шеи, а по иронии судьбы поддерживающие ее мышцы у среднестатистического человека развиты слабо. Даже если этот человек регулярно ходит в спортзал – в большинстве случаев он уделяет много внимания торсу, бицепсам и ягодицам, но редко кто делает специальные упражнения для мышц шейного отдела.

Поэтому рекомендуется постепенно увеличивать нагрузку, а не вешать все камеры разом в первый же прыжок. А еще лучше – посвятить хотя бы пару месяцев до него планомерным тренировкам на укрепление шеи.  
В первое время рекомендуется выполнять их в точности, как показано, а со временем постепенно добавлять оборудование. Повторимся, не все сразу, а по частям – голый шлем, затем с камерой, позднее с объективом и т.д.

1. Лягте на спину, подложив под плечи объемную подушку. А лучше толстый матрас так, чтобы голова с него свисала. Вы должны быть в состоянии крутить головой во все стороны, не касаясь при этом пола. Медленно поднимите голову вверх, стараясь прижать подбородок к груди. Сделайте три подхода по 20 повторений.

прыжки с парашютом, прыжок с парашютом, прыгнуть с парашютом


2. Когда почувствуете, что мышцы окрепли и стало «слишком легко», делайте все то же самое, но в шлеме.

прыжки с парашютом, прыжок с парашютом, прыгнуть с парашютом


3. В том же положении выпрямите позвоночник так, чтобы голова и спина составляли идеально прямую линию. Нос смотрит точно в потолок. Теперь представьте, что точно в макушку вбит гвоздь, за который голова прицеплена к стене. И любое неосторожное движение будет причинять боль, поэтому надо вертеть головой так, чтобы макушка при этом оставалась неподвижной. Представьте, что рисуете носом прямую линию на потолке. Сделайте 3 подхода по 20 поворотов головой вправо и влево, стараясь сохранить прямую линию между шеей и спиной. Когда станет хорошо получатся, по аналогии с первым упражнением наденьте шлем.

прыжки с парашютом, прыжок с парашютом, прыгнуть с парашютом


Оборудование
К этому моменту вы сделали минимум две сотни прыжков и, разумеется, уже нашли для себя самую удобную конфигурацию оборудования. Теперь в нее придется вписать камеру и шлем. Не самый, кстати, удобный. Но главное – вписать, а лучше выжечь где-нибудь в самой заметной части головного мозга мысль, что эта дорогущая камера – просто кусок пластика и железа, и в любой ситуации приоритетом №1 должно оставаться спасение собственной жизни. Поэтому прежде всего придется позаботиться не о камере, а о способе ее крепления и – важно! – способе сброса на случай «если что».

Не забывайте, что ваш шлем с камерой представляет ощутимую угрозу и для жизни других, поэтому садясь в самолет возьмите за правило надевать (или очень крепко держать) его во время руления, разбега, взлета. Если пилоту придется экстренно прервать взлет, свободно летающий по салону шлем с камерой будет сродни выпущенному снаряду.

Если планируете заниматься съемкой всерьез, вам понадобится особый операторский комбез с «крыльями» как у летучей мыши. Имейте в виду, что эти крылья ощутимо изменят аэродинамику вашего полета. Не говоря уж про многокилограммовое нагромождение на голове, при виде которого отцы-основатели аэродинамики и вовсе расплакались бы.

Залог спасения
Следующие три момента – это три кита безопасности скайдайвинга в целом. Они актуальны на каждый прыжок с парашютом и хочется верть, что вы и так о них знаете. Но в момент, когда на голове появляется камера, даже простые, как отче наш, вещи звучат по-новому.

Трафик
Операторам, особенно начинающим, свойственно так называемое туннельное зрение. Это когда вы так сосредоточены на объекте съемки, что перестаете видеть, что происходит по сторонам. Способность точно знать, где в настоящий момент находитесь вы и все – еще раз, все – участники прыжка, критически важна. Поэтому прыжки с парашютом и камерой рекомендуется начинать в паре и только по мере обретения опыта увеличивать количество участников в группе.

Высота
Несложно догадаться, что сосредоточившись на съемке вы будете гораздо реже смотреть на высотомер. Мало того, иногда съемка настолько увлекает, что вы перестаете слышать даже пищалку. Хорошо, если есть внутреннее, интуитивное «чувство высоты». Но и оно приходит только с опытом. А пока банальный совет: если уж решил прыгнуть с парашютом с оборудованием - не расслабляться, не терять чувства опасности и воспитывать железную дисциплину. Ну и не забывайте проверять, включен ли прибор.

Положение в пространстве
Смиритесь с мыслью, что теперь вы будете гораздо чаще приземляться вне аэродрома. Потому что оператор в большой группе зачастую открывается ниже других, а значит после (и тем более до) открытия у вас меньше времени, чтобы оглядеться по сторонам. В норме мы должны еще во время фрифола найти глазами аэродром и перед броском медузы повернуться в нужную сторону. Но когда вы сфокусированы на съемке, сделать это бывает сложно. Если чувствуете, что на поиски аэродрома после открытия уходит слишком много времени, попробуйте перед отделением вывеситься а дверь чуть раньше, чтобы успеть глянуть на землю ДО прыжка. Впрочем, если вы будете много крутится в полете, это не поможет. Поэтому какого-то универсального совета здесь нет. Придется самому для себя найти способ как-то сориентироваться относительно земли перед открытием, помня при этом про правило №1 – красивые кадры не главное, главное – спасти свою жизнь. Если слишком часто приходится садиться на запасных площадках или приходить на поле буквально на грани, значит придется пожертвовать кадрами и открываться выше.

Открытие
Нет, не так. ОТКРЫТИЕ. В прыжках с камерой это один из самых опасных моментов. Потому что из-за перегрузок грозит серьезными травмами позвоночника и спинного мозга.

Решающее значение имеет поза в момент открытия. Голова, шея и спина в этот момент должны представлять собой прямую линию. В противном случае динамический рывок при наполнении купола «довернет» голову в тяжелом шлеме так, что последствия будут плачевными, вплоть до фатальных.

Чтобы добиться этого, автор предлагает следующий метод: в момент броска медузы смотреть на линию горизонта из-под бровей. Это позволяет не «задирать» голову и максимально выровнять позвоночник. Еще одна уловка (но только в случае, если ваши опыт и умение владеть телом в свободном падении достаточно высоки!) – физически, то есть руками, поддерживать челюсть после броска.

Хотя бы в первое время оставляйте себе запас высоты, чтобы иметь время разобраться с проблемами. Имейте в виду, что даже после удачного открытия камера на голове остается источником повышенной опасности. Многие операторы, включая автора этих строк, не раз «ловили» камеру или расстегнувшийся шлем стропами до этой секунды вполне рабочего купола. Не выключайте голову – прыжок с парашютом не заканчивается его удачным расткрытием. Вам еще как-то приземляться.

Экшн-камера – тоже камера
Если у вас нет цели стать профессиональным оператором, вы, возможно, рассчитываете купить что-то вроде GoPro и поэтому думаете сейчас, что все вышесказанное вас не касается. Не торопитесь. Да, маленькая камера практически исключает риски, связанные с повышенной нагрузкой на позвоночник. Но это все еще камера, а значит две другие опасности все равно актуальны:

- это неудобный, выступающий элемент оборудования, за который может зацепиться все, что угодно, от строп до медузы, и который сам может зацепиться за детали самолета на отделении, а то и просто улететь. Внизу в этот момент могут быть ни в чем неповинные люди, а даже стограммовая малютка, прилетевшая с высоты 4 километра, может серьезно травмировать человека.

- в погоне за красивыми кадрами очень легко прозевать высоту и контроль за обстановкой вокруг. Особенно, если учесть, что экшн-камеры обладают очень широким углом съемки, и чтобы получить действительно эффектные кадры крупным планом, нужно быть очень близко к объекту съемки. «Очень» близко легко меняется на «слишком» близко.

В конце концов, велика вероятность, что начав с GoPro вы вскоре захотите перейти на «нормальную» камеру, и лучше приобретать правильные привычки с самого начала, чем потом переучиваться ценой собственного здоровья.


Источник тут