+7 (495) 790-15-11

Прыжки с парашютом:
как сэкономить и продлить жизнь своему оборудованию

Прыжки с парашютом никогда не были дешевым удовольствием.
Мало того, цена на прыжок с парашютом включает не только стоимость самого подъема, но и амортизац

прыжки с парашютом, прыжок с парашютом, прыгнуть с парашютом


Вспомните, как вы покупали свой автомобиль. В первые недели вы сдували с нее пылинки и неслись в сервис при малейшем намеке на «какой-то подозрительный звук». Оно и понятно – вы потратили кучу денег и надеялись в ближайшие годы избежать крупных трат. Возможно, вы даже пообещали себе, что так будет всегда. И вот эта пачка от чипсов, которую вы бросили под сиденье только что, это в порядке исключения – правда-правда. И то лишь потому, что вы сильно спешите. Вы, разумеется, обязательно выбросите мусор и помоете коврики, как только выдастся свободная минутка. Честное слово. Заодно заполируете, наконец, царапинку, которую так неудачно поймали неделю назад. Сейчас, правда, денег временно нет, но ничего – на управляемость автомобилем она все равно не влияет, просто некрасиво…

Прыжки с парашютом после покупки нового снаряжения – почти то же самое. Даже понимая, что парашют – не просто транспортное средство для доставки тела из точки А в точку Б, а предмет, который спасает нашу жизнь, и иногда по несколько раз в день – мы очень быстро теряем этот «кайф новизны».

Так бывает. Возможно, вы далековато сели и так торопились в следующий взлет, что пробежали половину поля, волоча распущенный парашют за собой и собирая его на бегу. Или это был жаркий летний день, когда вы сделали 12 прыжков, при этом самостоятельно укладывались, поливая эти красивые кусочки новенького нейлона собственным потом. Отдел обслуживания PD видел и такое, и много больше. Поэтому мы можем указать на основные проблемы в обслуживании парашютной техники и, главное, помочь их предотвратить.

Ткань купола

Парашютная система состоит из множества различных материалов, которые подвержены повреждениям в разной степени. Очевидно, что наиболее уязвимой является непосредственно ткань. Специалистам PD известно о нескольких типах повреждений в силу различных факторов. Однако в основе всех этих факторов, как ни странно, в большинстве случаев лежит не прыжок с парашютом как таковой, а неграмотная укладка.

Пот

Верите или нет, но наши гуру из отдела обслуживания парашютов легко могут сказать, в какой одежде вы (ваш укладчик) укладывали купол. Как? Очень просто. По характерным участкам выцветшей ткани – как правило, по всей длине трех центральных секций, от хвоста до места присоединения медузы. Тех самых, на которых вы лежали в жару с голым торсом или в мокрой футболке. Пот – самый страшный враг парашютного материала. И надо понимать, что речь не только про выгорание. Пот разъедает ткань, она становится менее прочной и более подверженной действию ультрафиолета.
 

прыжок с парашютом, прыжки с парашютом, тандем, прыгнуть с парашютом, москва


Совет #1. Делайте все возможное, чтобы избегать попадания пота на ткань купола. И никогда, слышите, никогда не ложитесь на него, если с вас льет градом.

Химикаты

Хотя в идеале рекомендуется укладывать парашют на ровной, чистой поверхности, трава сама по себе – не худший вариант. Но имейте в виду, что на многих дропзонах траву на площадке приземления обрабатывают пестицидами, которые в конечном итоге остаются на вашем куполе.

Да, в России это вряд ли распространенная практика, но если вы путешествуете, часто совершаете прыжки с парашютом на разных дропзонах или много укладываетесь на траве и/или земле, не пожалейте денег на укладочный мат – это дешевле, чем полная замена ткани купола.

Этот огромный светящийся газовый шар на небе

К сожалению, полностью защитить купол от воздействия ультрафиолета не получится, но, пожалуйста, никогда не оставляйте его без нужды на открытом солнце. Ультрафиолетовые лучи снижают прочность ткани и в результате уменьшают срок службы купола.

Ударные отверстия

Возможно вам повезет стать одним из немногих счастливчиков, чей купол прослужит верой и правдой долгие годы, но большинству скайдайверов рано или поздно придется столкнуться с дырами, порывами и порезами ткани купола. Одно из самых частых повреждений, с которыми нам приходится иметь дело, это небольшие отверстия в центре верхней и нижней оболочек в хвостовой части. В большинстве случаев они не требуют ремонта. Исключение – если этих небольших дырочек много и они близко друг к другу. Тогда может потребоваться заплатка.
 

прыжки с парашютом, прыжок с парашютом, прыгнуть с парашютом

 
Наши специалисты называют этот тип повреждения «ударные отверстия». Хотя трудно установить точную причину, в PD почти уверены, что это результат попадания ткани между люверсами камеры и слайдера, которые «стучат» друг об друга в момент открытия. Мы долго ломали голову, но так и не смогли установить точную зависимость между возникновением этих дыр и техникой укладки. Поэтому лучший совет здесь – внимательно следить за этой областью с высоким риском изнашивания и приложить все усилия, чтобы минимизировать другие повреждения купола, отправляясь буквально в каждый прыжок с парашютом.

Ожог стропами

Повреждения ткани, вызванные трением строп – еще одна частая проблема, с которой скадайверы обращаются к нам. Чаще всего она возникает в результате непоследовательного открытия, которое в свою очередь вызвано неаккуратной укладкой. Непоследовательное открытие, как несложно догадаться, это такое открытие, при котором нарушена нормальная последовательность разворачивания и наполнения купола. Например, купол уже вышел из камеры, но стропы еще не вытянулись во всю длину, поэтому слайдер не опустился, но купол уже начал наполняться, лишив его возможности сделать свою работу – а именно взять на себя динамический удар. В результате имеем стропы в кучу и ситуацию, известную как «лайн дамп» (подробнее читайте в материале про жесткие открытия). Но есть и хорошая новость – этой неприятности легко избежать.

Совет #2. Аккуратно укладывайте стропы – используйте соответствующее натяжение, оставляйте нормальную длину пучков. Не используйте слишком тугие и, наоборот, слишком растянутые резинки на камере. И, главное, следите, чтобы заботливо уложенные вами стропы не смешались в кучу уже в тот момент, когда будете заталкивать камеру в ранец.

Другие отверстия и разрывы

Прыжки с парашютом на неподготовленные площадки, особенно если после вы будете волочить купол по земле, вы увеличиваете риск порезов и порывов.

Совет #3. Смотрите на ситуацию так, словно с момента приземления до момента, когда он будет надежно упакован в ранец, ваш дорогой, спасающий вам жизнь купол находится в постоянной опасности.

Стропы

Двадцать лет назад большинство парашютов шились из ткани F-111, которая изнашивалась буквально за несколько сотен прыжков. Сегодня теоретически вы можете рассчитывать на несколько тысяч прыжков с вашим парашютом. Разумеется, в зависимости от вашего отношения к нему и окружающих условий. Но в отличие от самого купола, стропы за это время придется заменить несколько раз. Это нормально. Менять стропы приходится по причине как естественного износа, так и повреждений в результате использования. И только от вас зависит, придется это делать каждые 150 прыжков, или каждый 400 с лишним.

Прежде чем перейти к обзору основных причин износа строп и способов его предотвратить, запомните вот что:

Совет #4. Никогда не требуйте от своих стареньких строп невозможного и не пытайтесь выжать еще парочку прыжков из строп с явными серьезными повреждениями. Стоимость нового набора строп – ничто по сравнению с потерей всей системы и больничными счетами в случае неудачного приземления по причине внезапного разрыва строп. Да-да! Прыжок с парашютом может закончиться обрывом строп в любой момент – не обязательно при раскрытии, но и перед приземлением, когда вводить запасной уже поздно.
 

Подробнее про стропы, особенности использования
и виды повреждений можно почитать здесь.


Ниже несколько примеров, как выглядят серьезно изношенные стропы разных видов. Никогда, слышите, ни при каких условиях не прыгайте со стропами, которые выглядят вот так:
 

прыжки с парашютом, прыжок с парашютом, прыгнуть с парашютом

 

Перекручивание

Один из способов избежать чрезмерного износа строп – не допускать их перекручивая. Особенно это касается строп управления. Перекручивание является причиной многих проблем, и при этом его проще всего предотвратить

Совет #5. Сразу после приземления зачекуйте клеванты, ну или хотя бы зацепите их носиками за петли, чтобы они не болтались просто так. В конце каждого дня обязательно раскрутите ваши стропы управления.

Это может показаться мелочью, но это не так. Вы и сами, наверняка, понимаете, что стропы управления – один из ключевых элементов парашюта. Когда они постоянно перекручены, то становятся короче (причем, не всегда равномерно). Если длина и без того была впритык, вам придется их постоянно вытягивать. В результате отдельные волокна, из которых сплетены стропы, деформируются и растягиваются, снижается их прочность. В момент открытия дформированные волокна берут на себя больший динамический удар, что в конце концов может привести к разрыву. Не говоря уж о том, что стропы управления разной длины добавляют проблем в пилотировании.

Люверсы слайдера

Деформированные, помятые кольца слайдера – еще одна важная причина преждевременного износа строп. Все просто – в момент схода слайдера они цепляются за стропы, вызывая дополнительные повреждения.

 прыжки с парашютом, прыжок с парашютом, прыгнуть с парашютом


Совет #6. Регулярно осматривайте люверсы слайдера на предмет вмятин, зацепок и заусенцев, которые могут цепляться за стропы.

Незаколлапсированный слайдер

Если у вас коллапсируемый слайдер, проверьте каналы шнуровки на предмет потертых краев или порванных швов. Убедитесь, что шнуровка работает так, как было задумано производителем. Это особенно актуально для небольших высокоскоростных куполов. Потому что если однажды вы не сможете заколлапсировать слайдер, он будет бить по нижней части строп вплоть до приземления, всего за один прыжок с парашютом многократно ускорив их износ. Поверьте, это намного хуже, чем любые вмятины на кольцах слайдера!

И еще кое-что

Неважно, новая у вас система или ей уже 15 лет. От вашего ежедневного отношения к ней будет зависеть, как долго она будет вам служить, сколько денег вы в нее вложите за все время эксплуатации, и сможете ли после всего этого нормально продать. Внимательно относитесь к тому, кто, где и как укладывает ваш парашют, и держите под контролем самые «слабые звенья» системы:
 

  • Три центральные секции верхней оболочки и зона вокруг нашивки с предупреждением (около хвоста)
  • Стропы управления (и стропы в целом)
  • Люверсы, каналы шнуровки (если есть) и сама ткань слайдера.

 

Источник тут