+7 (499) 400-37-56

Размер не главное: прыжки с парашютом и ее высочество Загрузка

В парашютном спорте все меняется со скоростью ветра. Только что ты думал про первый прыжок с парашютом, вроде недавно прошел AFF и вот уже прыгаешь самостоятельно

прыжки с парашютом, прыжок с парашютом, aff, афф

Если бы Леонардо да Винчи воплотил в жизнь свою “палатку из накрахмаленного полотна 12 на 12 локтей”, вряд ли прыжки с парашютом стали бы массовым явлением. По современным меркам площадь того парашюта составила более 500 квадратных футов, а это в два с лишним раза больше студенческого “матраса”.

На счастье современных скайдайверов через пятьсот лет ученые придумали аэродинамику, которая объяснила: подъемная сила (та самая, которая не дает нам падать) зависит не только от площади купола, но и от скорости его обтекания воздушным потоком. Проще говоря, если обеспечить парашюту приличную скорость, необязательно делать крыло таким уж большим. Это легко понять, сравнив крыло тяжелого грузового самолета и, к примеру, военного истребителя.
 
прыжки с парашютом, прыжок с парашютом, aff, афф
Причем связь скорости и размера работает в обоих направлениях: хотим летать быстрее - берем крыло поменьше. Хотим крыло поменьше - надо быть готовым, что летать придется быстрее. Не хотим летать, а хотим гарантировано безопасный, без приключений прыжок с парашютом - берем самый большой “матрас”, какой только есть.

Впрочем, если бы все было так просто, можно было крохотное крылышко от Цессны приладить к Боингу и ждать, что тот полетит с третьей космической скоростью. Но очевидно же, что этого не произойдет. Все потому, что в аэродинамике нет таких понятий как маленький и большой. Любая величина познается в сравнении с чем-то. В нашем случае площадь крыла логично сравнивать с весом, которое оно должно поднять. В авиации это называется удельная нагрузка. В парашютизме прижился термин загрузка.
 
Загрузка - это соотношение массы парашютиста и площади поверхности купола

А еще это один из важнейших факторов, который определяет летные характеристики крыла. А заодно недвусмысленно намекает окружающим на опыт пилота. Недвусмысленно настолько, что на парашютных форумах принято писать эту цифру на самом видном месте, прямо под именем и количеством прыжком. Чем она больше – тем круче.

В целом правильно, но помимо “грузоподъемности” парашюта понимание загрузки имеет еще один важный смысл.

Прыжок с парашютом в цифрах

Всего через пару столетий (ерунда по меркам человечества) после Леонардо да Винчи хорватский ученый Фауст Вранчич предложил свою схему парашюта. Однако в отличие от Леонардо, он не стал считать точную площадь купола, а справедливо рассудил: “величина паруса зависит от тяжести человека”. В тот день скайдайвинг стал еще на шаг ближе к тому, что мы имеем сейчас.
 прыжки с парашютом, прыжок с парашютом, aff, афф

Как видно из определения, рассчитать загрузку можно разделив вес парашютиста вместе с обувью, одеждой, самим парашютом и всеми дурными мыслями по поводу предстоящего даунсайза на площадь крыла.

Чтобы перевести вес в фунты, нужно разделить его на 0,45. Площадь парашюта обычно указывает цифра в его названии: Дельфин 210 - 210 квадратных футов, Сейбр 135 - 135 кв. футов и т.д. Правда, надо иметь в виду, что разные производители считают площадь немного по-разному, так что не лишним будет заглянуть в руководство по эксплуатации. Там же можно узнать оптимальную загрузку, которую рекомендует конкретного для этого купола производитель.

Чем больше полученная цифра, тем быстрее купол летит (как по горизонтали, так и по вертикали), тем круче поворачивает и в целом резче реагирует на вводы. Слабо загруженный купол, напротив, медленный, вялый и неповоротливый, зато оставляет больше времени на борьбу с частичными отказами. Вот почему увеличивать загрузку рекомендуется по мере накопления опыта.

Обычно рекомендации следующие:

Загрузка 0,9 – 1,3 - безопасная. Как правило, именно такую рекомендуют производители. Позволяет без особых приключений совершать прыжки с парашютом новичкам, приземляться в штиль, и даже оставляет определенное право на ошибку, например, при выполнении подушки.

Загрузка 1,3 – 1,5 - купол летит уже повеселее, но в целом все еще безопасно. Правда, в штиль, возможно, придется уже немного побегать после приземления.

Загрузка 1,5 – 1,8 - такой купол позволяет делать все то, о чем мечтают начинающие парашютисты и восторженные зрители. Крутые развороты с большой потерей высоты, резкие маневры, горизонтальные пролеты на приземлении. Однако, само приземление без специального разгона становится крайне опасным и трудным. Плюс требует хорошей физподготовки, потому что бегать после пролета придется уже точно.

Загрузка 1,8 – 2,0 и больше. Приземление возможно только после разгона. Прыжок с парашютом, имеющим такую загрузку, требует повышенного мастерства и опыта пилота, потому что даже малейшая ошибка в его пилотировании может привести к серьезным последствиям.

А теперь пример:

Два начинающих парашютиста - только-только прошли обучение на курсе AFF и начинают самостоятельные прыжки с парашютом. Опытные парашютисты на дропзоне прожужжали им все уши магическим словом “загрузка”, поэтому они решили подбираться себе снаряжение исходя именно из нее.

Первый - крепкий мужчина весом 100 кг. Берет тот же купол, с которым прыгал АФФ - студенческий Дельфин 210. Его загрузка - 1,14.

Вторая - хрупкая девушка весом 50 кг. Рассудив, что она в два раза легче, а значит и купол нужен в два раза меньше, берет Велосити 103. Загрузка почти такая же - 1,18.

Внимание, вопрос: если загрузка вписывается в шкалу безопасной, значит ли это, что начинающему постафф можно смело прыгать на Велосити?
 

Что еще влияет на полет

Наклон купола. Это настройка, которая прямо влияет на летные характеристики. Имеется в виду угол наклона воздухозаборников относительно набегающего потока. Если откинуть умные термины типа “тангаж”, “угол атаки” и “угол планирования”, а представить все это на пальцах получится следующее:
  • задираем переднюю кромку купола вверх - парашют лучше планирует (летит по горизонтали), но больше подвержен турбулентности.
  • опускаем вниз - купол становится стабильнее, но быстрее летит по вертикали.
При этом площадь купола никак не изменилась. Предположим, два парашютиста, каждый из которых уже давно прыгает на своем парашюте, решили поменяться. Парашюты у них одинаковые, сами они примерно одного веса, поэтому оба не ждут никаких сюрпризов.

На практике окажется, что первому (на парашюте с задранным носом) будет сложнее приземлится в штиль. А если площадка приземления маленькая, он рискует сесть вообще не там, где планировал. Второй - с опущенным носом - рискует промахнуться с высотой разворотов и подушкой, сделав ее слишком поздно. При этом загрузка у обоих совершенно не изменилась.

Высота профиля (она же высота, а то и просто “толщина” крыла). Чем меньше купол, тем меньше и остальные детали парашюта. В частности, длина строп. На маленьких парашютах они короче, и это заметно влияет на чувствительность купола к действиям пилота.

Если взять описанных в примере мужчину и девушку, то несмотря на одинаковую загрузку, летать большой студенческий “матрас” и “носовой платок” будут совершенно по-разному.

Более того, даже два купола одного производителя, одной модели и одинаковой загрузки - это два разных купола. Допустим, у нас есть Стилет 135 и Стилет 170. Вес парашютистов подобран так, что загрузка одинаковая. Но управляться они будут все равно по-разному! Вопрос: почему?

А потому что 170-й не просто больше, но и толще! Чтобы сделать из маленького купола большой, производителю нужно пропорционально пересчитать все его размеры: длину и ширину каждого кусочка ткани. В том числе и высоту нервюр. В результаты расстояние между верхней и нижней оболочками получается больше. То есть внутрь крыла помещается больше воздуха. А чем больше воздуха - тем выше сопротивление.

Будь парашют самолетом, можно было бы добавить мощности двигателю, чтобы это сопротивление преодолеть. Но у парашюта двигателя нет, поэтому его скорость и маневренность неизбежно падает.

Начинка шлема. Это прописная истина, которая касается всего, что связано с небом. Голова - главный элемент снаряжения парашютиста, а четкое понимание того, что происходит и только может произойти в каждый момент прыжка - залог долголетия. Прыгайте безопасно и не стесняйтесь задавать вопросы - а инструктора “Аэроград Коломна” всегда готовы объяснить, показать и прийти на помощь.