+7 (499) 400-37-56

Прыжки с парашютом и AAD
Как прыгнуть с парашютом безопасно

Многие люди до сих пор думают, что прыжки с парашютом – это подвиг. Даже  мысль о том, чтобы прыгнуть с парашютом, сам прыжок с парашютом с инструктором в тандеме для них – безумие, неоправданный риск. В этой статье «Аэроград Коломна» расскажет им то, что

Например то, что современный парашют – не банальный набор тряпок и строп, а еще и маленький, но очень важный прибор. Настолько важный, что ему даже отдельного названия не придумали – просто прибор.
 
прыжок с парашютом, прыжки с парашютом, прыгнуть с парашютом, инструктор, тандем, курс афф

Жили-были три брата – Николай, Владимир и Анатолий Доронины. К счастью, все были умными, но папы царя у них не было, потому что шел 1936 год, и всех царей давно свергли. Поэтому жили братья в простом рабоче-крестьянском общежитии, мечтали поступить в институт и работали на железной дороге – один слесарем, второй монтером, третий кондуктором.

Однажды, вернувшись в свое общежитие, они застали соседей за бурным обсуждением вечерней газеты. В ней была ужасная новость. Две советские спортсменки-комсомолки Тамара Иванова и Люба Берлин разбились, выполняя тренировочные прыжки с парашютом.
«Неужели в нашей огромной стране никто не додумался изобрести прибор, который бы автоматически раскрывал парашют?» - недоумевали железнодорожники.

А надо сказать, в той стране к мнению рабочих и крестьян прислушивались, поэтому вскоре объявили всесоюзный конкурс на изобретение такого прибора. Как истинные комсомольцы, Доронины тоже решили в нем поучаствовать, хотя ни один из них до этого и близко не видел парашюта. Зато в общежитии нашелся лишний будильник. В Государственную комиссию они явились с куском веревки, набором гвоздей и парой досок.

- Хочу, чтобы мой парашют раскрылся через 114 секунд, - заявил начальник комиссии.
- Не вопрос, - ответил Николай и завел пружинный механизм.
- Стойте! – в комнату вбежали остальные братья. Один из них привязал к прибору веревку, раскрутил над головой и со всей силы швырнул в стену. Второй подобрал его и начал вколачивать в доску дюймовый гвоздь своим же изобретением.

После всех манипуляций прибор бережно передали в руки председателю. Ровно через 114 секунд раздался щелчок – это раскрылся условный парашют.

Позднее, прибор Дорониных, конечно, усовершенствовали, и дело пошло. Парашютизм в СССР стал по-настоящему массовым. Если на заре его существования за десяток прыжков давали звезду Героя, то сегодня в основной массе это даже не спорт, а просто вид активного отдыха, развлечение. Прыгнуть с парашютом в тандеме с инструктором может вообще любой желающий – от малого ребенка до пенсионера. И прежде всего это стало возможным благодаря наличию прибора, потому что инструктор, каким бы опытным он не был – все-таки человек, а прибор раскроет парашют в любом случае, даже если тело под ним вообще без сознания.

Словом, это была революция. Говорят, в те времена на международных соревнованиях иностранцы один советский прибор готовы были обменять на целый иностранный парашют. Сейчас, конечно, все поменялось местами, и за один наш парашют даже половинку «их» прибора не дадут. И дело не в курсе доллара. Просто время не стояло на месте, и иностранцы изобрели собственные приборы - Automatic Activation Device, сокращенно AAD.

До чего дошел прогресс

AAD стал золотым стандартом современного скайдайвинга. Ни одна уважающая себя дропзона прыгать с парашютом – в Москве уж точно – без него не даст. Хотя в глубинке хватает «диких» аэроклубов, где разрешают прыгать с советскими приборами ППКУ, но, к счастью, они уверенно отмирают в силу естественного конкурентного отбора.

Электронные приборы завоевали мир благодаря принципу «включил и забыл». Если советское изобретение нужно было заводить, как будильник, перед каждым прыжком, то AAD действительно достаточно включить утром и его хватит на всю прыжковую смену. В течение дня он постоянно будет мониторить атмосферное давление, сравнивать его с давлением в момент включения (у земли) и если вдруг поймет, что давление меняет слишком быстро (тело продолжает свободно падать) на слишком маленьком расстоянии от земли – сработает пиропатрон, который перережет петлю зачековки запасного парашюта.

Впрочем, нет смысла пересказывать теорию. Тот, кто проходил курс АФФ, сам все знает, а тому, кто собирается прыгнуть с парашютом в тандеме с инструктором, это не нужно, а достаточно знать, что «в случае чего» прибор сам раскроет запасной парашют на заданной высоте. Казалось бы, чего еще желать?
Оказывается, есть чего.
 

Еще падает или уже летит?

Мы привыкли делить парашютный спорт на два периода – советский и современный, и не заметили, что пришел третий. В нем скорости стали выше, парашюты меньше, а благодаря широкой доступности аэротруб человек сегодня, пройдя курс АФФ, прыжке на пятидесятом вполне себе может начать прыгать какой-нибудь фрифлай.

Количество дисциплин, изобретенных за крайние лет 5-10, вообще невозможно посчитать – спидрайдинг, спидфлаинг, вингсьют во всех его проявлениях, 3D-формации и т.д. и т.п. Не говоря уж про фановые прыжки с парашютом, на которых порой творят такое, что какому-нибудь мастеру спорта международного класса СССР и в голову не пришло.

Взять, например, вингсьют. Специальный костюм-крыло, замедляющий скорость свободного падения. В зависимости от конструкции, она может быть в 3-4 раза меньше, чем без такого костюма. Теоретически, с такой же скоростью может снижаться обычный парашютист, но с частично наполненным куполом – с закруткой или перехлестом, например.

Характерный случай до сих пор обсуждается на известном парашютном форуме рунета. Прыжок с парашютом в вингсьюте, начало штатное, но после открытия случилась закрутка, справиться с которой не удалось. На 800 м перформер принял решение отцепляться, но не смог найти глазами кольцо. Позднее выяснилось, что оно провалилось в винг. Вращающийся, но все же наполненный купол замедлял скорость падения, так что ему хватило времени попытаться кольцо достать. Не получилось. Понимая, что высоты мало, а «отцепляться все равно надо», парашютист дернул подушку и встал на голову, чтобы разогнаться. Потому что совершенно непонятно, хватило бы скорости винга, да еще и под частично наполненным куполом, чтобы активировать прибор.

Противоположный пример – те самые высокоскоростные парашюты. Мировой рекорд скорости в свупе – больше 112 км/ч. Еще раз: это скорость человека, летящего под раскрытым, исправным, рабочим куполом. Конечно, прибор измеряет вертикальную скорость, а она может быть меньше, но все равно достаточно большой, чтобы поставить электронный разум в тупик: человек уже падает или еще летит?

Наглядный пример – дисциплина XRW. Пожалуй, одна из новейших в парашютном спорте. Многие о ее существовании вообще до сих пор не подозревают. XRW – это eXtreme Relative Work. Этакая «групповая акробатика» между пилотом в вингсьюте и перформером высокоскоростного парашюта.
 
прыжок с парашютом, прыжки с парашютом, прыгнуть с парашютом, инструктор, тандем, курс афф
 

В чем риск ошибочного срабатывания прибора

Ответ очевиден, даже тому, кто только начинает курс АФФ. Прибор раскрывает запасной парашют, который приходит аккурат в рабочий основной. Приземление под двумя куполами в такой ситуации – самый идеальный вариант, какой только может быть. Но гораздо вероятнее, что нерабочими окажутся сразу два.

Производители снаряжения для прыжков все это, разумеется, понимают. Еще прошлым летом Performance Designs выпустили пресс-релиз, в котором призывают к осторожности и говорят прямым текстом: «летальные случаи из-за ошибочного срабатывания прибора под наполненным куполом уже были».

Понимают это и производители самих приборов. Поэтому в современные модели зашита возможность корректировать скорость и высоту срабатывания прибора.
Казалось, простой и очевидный вывод, зачем было писать столько букв?

Не спешите. Вывод, может, и простой, но отнюдь не очевидный. Вот что по этому поводу пишет инструктор Vigil Том Нунан (Tom Noonan):

«Мы живем в эпоху 3D-скайдайвинга, когда скорость свободного падения зависит не столько от законов физики, сколько от наших пожеланий и предпочтений. Мы можем падать очень медленно (в вингсьюте), супербыстро (фрифлай) или так, как захочется, в зависимости от того, какой костюм мы сегодня надели. Но научившись управлять своей скоростью мы, тем не менее, все еще вынуждены открывать парашют в конце прыжка. Вот тут-то и начинается самое интересное.
 
прыжок с парашютом, прыжки с парашютом, прыгнуть с парашютом, инструктор, тандем, курс афф

Лет десять тому назад вряд ли кого-то сильно интересовал вопрос, сколько высоты вы теряете, пока открывается парашют. Ну элементарный же вопрос, правда? Но вы сильно удивитесь, если узнаете, сколько парашютистов не знают на него ответ. Точнее, думают, что знают, но на самом деле ошибаются. Если вы сделаете прыжок с парашютом специально, чтобы замерить потерю высоты на раскрытии, гарантирую, это будет сюрприз. Как правило, разница между тем, что кажется, и тем, что есть, составляет 90-150 метров. Если вы думаете, что пока ваш парашют полностью раскроется, вы пролетите 150 м по вертикали, скорее всего в реальности цифра близка к 250. Осталось понять, почему это так важно.

Современные производители приборов предлагают скайдайверам возможность увеличить высоту активации пиропатрона по сравнению с заводскими настройками. Но что произойдет, если вы увеличите высоту принудительного раскрытия запаски, не зная точно, сколько высоты «съедает» на раскрытии основной парашют? Объясняю: вы решительно уменьшите интервал между моментами, когда вы бросаете медузу и когда срабатывает пиропатрон. Производитель Vigil рекомендует иметь минимум 300 метров от открытия основного купола до активации прибора. Это та высота, которая необходима, чтобы попытаться устранить возможный отказ (или отцепить нерабочий купол, который помешает нормальному наполнению запасного). Вот почему прежде, чем прыгнуть с парашютом и менять заводские настройки прибора, вы должны точно измерить, сколько высоты требует на раскрытие ваш основной.

Другое глобальное заблуждение, связанное с приборами, это высота, на которой они срабатывают. У двух основных производителей (Виджил и Сайпрес) она может быть разной, в зависимости от возмущения (турбулентности) потока, создаваемого вашей позой в свободном падении. Когда вы падаете на животе, Сайпрес сработает на высоте примерно 230 м (AGL) от уровня земли, тогда как Виджил – примерно 260 м при точно таком же положении тела.

Я говорю «примерно», потому что ни один прибор не умеет мерить высоту. Все они используют алгоритмы, основанные на измерении атмосферного давления. В качестве отправной точки используются показания в момент включения прибора. Иными словами, за ноль берется атмосферное давление на уровне земли, а оно, как известно, может в течение дня незначительно, но все же меняться. Свою погрешность вносит и турбулентность, создаваемая воздушным потоком, обтекающим тело. Вот почему значения 230 и 260 м могут отличаться, причем в любую сторону. И чем нестабильнее падает тело, тем сильнее будет отклонение.

Но и это еще не все. Если мы поняли, что высота срабатывания прибора – это совсем не высота, а давление, не сложно понять, что в свободном падении на спине она будет другой. В положении на спине давление на спину (где расположен ранец с прибором) будет заметно выше, чем на той же высоте, но на животе, поэтому прибор сработает раньше. Для Сайпреса это примерно 305 м, для Виджила – примерно 335. Я вновь повторяю «примерно», потому что любой прибор пытается вычислить вашу высоту и скорость снижения на основании замеров давления. Но это очень упрощенное объяснение работы прибора, потому что существует огромное количество дополнительных алгоритмов, задача которых – сгладить вычисления на случай, если тело постоянно изменяет свое положение.

С момента первого выхода на рынок производители AAD постоянно совершенствуют эти алгоритмы. Но и сам скайдавинг не стоит на месте, все время раздвигая пределы человеческих возможностей. Естественно, производители приборов стараются за ним успеть, адаптируя свой продукт под меняющиеся условия. О каких-то изменениях в алгоритме работы конечные пользователи знают, но о многих других даже не догадываются. Это незнание может привести к тому, что парашютист сам, добровольно и за свои же деньги, загонит себя в условия, на которые прибор изначально рассчитан не был.

Нам всем пора осознать, что парашютный спорт стал другим. Эпоха «включил и забыл» уходит в прошлое. Современным парашютистам придется выделить время, чтобы досконально разобраться, как работает их оборудование, и AAD в том числе. Зайдите на сайт производителя и прочитайте руководство пользователя от корки до корки. Вы обязаны четко знать все параметры, запрограммированные в прибор, единственная задача которого – спасти вашу жизнь. Если после этого останутся вопросы, задайте их местному дилеру, риггеру или любому уполномоченному человеку. Неточное понимание принципов работы своего оборудования – эта та черта, которая однажды может оказаться гранью между головокружительным фаном от прыжков и головокружительным падением вниз».

 
Использовалась информация
источника1 и источника2